История Оркестра

Академический оркестр русских народных инструментов создан в декабре 1945 года, после победы советского народа в Великой отечественной войне, при Всесоюзном радиокомитете СССР (позже Гостелерадио СССР), а с 1997 входит в структуру ВГТРК. Благодаря регулярным трансляциям по Центральному телевидению и Всесоюзному радио, оркестр знала вся страна. В наше время, благодаря интернету, каждый, кто неравнодушен к творчеству коллектива, может послушать и посмотреть избранные записи оркестра на официальном канале оркестра в YouTube, где можно посмотреть, в том числе, редкие архивные кадры. Подписавшись, можно сразу узнавать о появлении новых видеозаписей. Также можно стать подписчиком и быть в курсе новостей от АОРНИ имени Н.Н.Некрасова на страничках коллектива в соцсети — ВКонтакте

Академический оркестр русских народных инструментов за годы своего существования претерпел с десяток переименований, в зависимости от того, как менялось название самой организации, от её структурных изменений.

С 1945 по 1952 гг. коллектив назывался: Оркестр народных инструментов Всесоюзного радиокомитета;
с 1953 по 1956 гг. – Оркестр народных инструментов Комитета радиоинформации;
с 1956 по 1959 гг. – Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио;
с 1959 по 1973 гг. – Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения;
в 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны, был удостоен почётного звания «Академический»
с 1973 по 1988 гг. – Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения;
с 1988 по 1989 гг. – Оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР;
с 1993 по 1997 гг. – Академический оркестр русских народных инструментов Российской Государственной телерадиокомпании «Останкино»;
с 1997 г. – Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании
с 2012 года — Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова Всероссийской Государственной телерадиокомпании.

Пётр Иванович Алексеев

В декабре 1945 года, группа музыкантов-фронтовиков во главе с Петром Ивановичем Алексеевым, талантливым дирижером и организатором, получила задание — в целях пропаганды русской музыкальной культуры, а так же поддержания патриотического духа у советских людей, создать коллектив, основной деятельностью которого, являлась бы работа в радиоэфире. А 26 декабря вышел приказ о зачислении артистов оркестра в штат. С этого момента и началась история оркестра русских народных инструментов Всесоюзного Радиокомитета.

Петр Иванович Алексеев, опытный музыкант, уже являлся к тому времени одним из организаторов и первым худруком другого оркестра, известного сегодня, как Национальный Академический оркестр народных инструментов России им.Н.П.Осипова. Он хорошо понимал, что оркестр Радио — это нечто иное, отличное от остальных оркестров подобного рода, его будут слышать миллионы людей по всей необъятной Родине. Звучание его, должно было стать не только своеобразным эталоном для всех оркестров, работающих в этом жанре, но и определять художественный уровень музыкального радиовещания как в стране, так и за её пределами.

Через некоторое время, оркестр уже показал себя, как коллектив с большим творческим потенциалом. Были подготовлены самые разнобразные программы, в том числе, с участием хора русской песни Радио и оперного хора. Постепенно расширялся репертуар, в него, помимо обработок русских народных песен, постепенно стали включаться и переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. В адрес редакции Всесоюзного радио приходило множество писем, в которых выражались признательность и благодарность за русское искусство, которое пропагандировал оркестр.

Мастерство коллектива отшлифовывалось многочасовой студийной работой — до десяти передач в прямой трансляции в месяц, то есть, практически через каждые три дня. Постоянная работа у микрофона — вот залог того уникального звучания, которым и сейчас отличается Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК. Но дело, конечно же, не только в этом. С оркестром всегда работали выдающиеся музыканты: дирижеры, певцы, инструменталисты — являвшие собой гордость отечественого музыкального искусства.

Виктор Сергеевич Смирнов

С 1951 по 1956 гг. оркестром руководил Виктор Сергеевич Смирнов — талантливый и разносторонний музыкант, который все свои усилия направил на привлечение к сотрудничеству таких мастеров, как А.Гаук, Н.Аносов, Г.Рождественский, Г.Столяров, М.Жуков, Г.Дониях, Д.Осипов, И.Гуляев, С.Колобков и многие другие. Каждый из них подготовил и провел несколько программ в прямом эфире. В оркестр Радио стали приносить свои сочинения профессиональные композиторы: С.Василенко, В.Шебалин, Г.Фрид, П.Куликов, а в последствии — Ю.Шишаков, А.Пахмутова, А.Холминов, Н.Пейко и многие другие.

Николай Сергеевич Речменский

С 1957 по 1959 гг. Художественным руководителем коллектива являлся Николай Сергеевич Речменский — известный в то время композитор и собиратель народных песен. По сути, он не был главным дирижером — с оркестром в течение двух лет работали несколько дирижеров: Георгий Даниях — худрук оркестра русских народных инструментов имени В.Андреева из Ленинграда, Иван Гуляев — руководитель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, входящего в то время (так же как и оркестр им. В.Андреева), в систему Всесоюзного радио, а так же, Дмитрий Осипов, являвшийся на тот момент, руководителем Государственного оркестра русских народных инструментов, который с 1946 года стал носить имя его брата — Н.Осипова.

Владимир Иванович Федосеев

В 1959 году Н.С.Речменский предоставил возможность подготовить и записать программу на Радио, в качестве дирижера, молодому артисту оркестра — Владимиру Ивановичу Федосееву, который сразу проявил себя чутким и талантливым дирижером. В этом же году, В.И.Федосеев был назначен Художественным руководителем и Главным дирижером оркестра. Особое внимание он стал уделять именно качеству звука, балансу звучания оркестровых групп, и результат был удивительный: все группы оркестра зазвучали очень стройно, слитно, красиво, у оркестра появился свой индивидуальный и неповторимый исполнительский почерк. С приходом В.И.Федосеева началась активная концертная деятельность коллектива, перед оркестром открылись лучшие залы столицы: Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им.П.И.Чайковского, Кремлёвский дворец съездов. А Колонный зал Дома Союзов, на многие годы стал излюбленным местом встреч оркестра со своими слушателями.

Активизировалась творческая деятельность и в других направлениях: записи на Радио, которые ежедневно звучали в различных радиопрограммах, съемки на телевидении — Центральное Телевидение сделало несколько записей концертных программ оркестра для телеэфира, транслировавшиеся по Первому каналу и пользующиеся огромной популярностью у многомилионной аудитории телезрителей, гастроли по городам страны и союзных республик. Благодаря начавшимся зарубежным поездкам, оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения узнали и полюбили слушатели Германии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Испании и Португалии.

В.И.Федосеев и его оркестр были всегда очень чуткими аккомпаниаторами, чем привлекали к себе внимание самых известных певцов того времени, таких как И.Скобцов, Д.Гнатюк, В.Норейка, В.Левко, Б.Штоколов, Н.Кондратюк, И.Архипова. С этим коллективом, очень любил петь Сергей Яковлевич Лемешев.

А в 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны, был удостоен почётного звания «Академический». В этом же 1973 году, В.И.Федосеев принял предложение руководства Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавить Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ.

Николай Николаевич Некрасов

Осенью 1973 года, в оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радио и Центрального телевидения по приглашению В.И.Федосеева, пришел Николай Николаевич Некрасов — талантливый дирижер оркестров знаменитых на весь мир коллективов: Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого и Государственного Академического Ансамбля народного танца СССР под руководством И.Моисеева. С его приходом началась новая и не менее интересная глава в истории нашего коллектива.

Н.Н.Некрасов получил в свои руки сверкающий всеми красками «великолепно отшлифованный бриллиант», именно так отзывался об оркестре широко известный в то время американский музыкальный критик Карл Нидарт. И его крайне непростой задачей нового худрука, было сохранить и приумножить это богатство. Весь свой опыт, силы и знания, маэстро отдал своей работе.

Исполнительский уровень коллектива постоянно растет, в оркестр приходят новые профессиональные музыканты, во многом из числа студентов и выпускников музыкально-педагогического института им.Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им.Гнесиных), училища Октябрьской революции (сегодня — колледж им.А.Шнитке), прослушиваться приезжают, в том числе и из разных городов нашей необъятной Родины. Многие мечтали попасть в этот прославленный коллектив, но не каждому это удалось.

Новый художественный руководитель сразу привлек к себе внимание и симпатии взыскательной публики своим обаянием и в тоже время академичностью дирижерского облика, тонкостью и одухотворенностью своих трактовок, эмоциональностью художественного образа. Решающее значение приобретают высокий профессионализм и мастерство музыкантов оркестра. Это позволило с успехом воплощать самые сложные исполнительские намерения дирижера.

Большой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном Зале Дома Союзов, который был в то время одной из площадок Гостелерадио СССР. Великолепная акустика и восхитительной красоты убранство этого зала, а так же участие в них выдающихся мастеров вокала с мировой известностью, делали эти концерты поистине незабываемыми, своего рода «историческими». В них принимали участие настоящие «звёзды»: И.Архипова, Е.Образцова, Т.Синявская, Р.Бобринёва, А.Эйзен, В.Пьявко, Е.Нестеренко, В.Норейка, Л.Сметанников, З.Соткилава, А.Днишев, И.Кобзон. Благодаря трансляции этих концертов на Центральном Телевидении и Радио, каждый такой концерт становился заметным музыкальным событием не только Москвы, но и всей страны.

Виртуозное мастерство, творческий настрой, высокая исполнительская культура, всегда привлекали к нему внимание композиторов, многие сочинения которых начали свою жизнь и стали классикой жанра в оркестре Радио. Н.Н.Некрасов и оркестр дали «путевку в жизнь» и помогли становлению многих композиторов, среди которых: В.Кикта, А.Курченко, Е.Дербенко, В.Беляев, И.Красильников. С благодарностью они позвящали свои произведения их первому исполнителю — Маэстро Н.Н.Некрасову. Таким образом, оркестр пополнял свой репертуар оригинальными сочинениями, написанными ярко, талантливо и профессионально.

Особо хочется подчеркнуть огромную роль музыкантов оркестра, которые своим неустанным трудом пополняли и продолжают пополнять его репертуарный список, делая многочисленные инструментовки, обработки и переложения. Невозможно подсчитать, сколько часов, дней и ночей утомительной работы, сколько душевных сил, здоровья отдано этими бескорыстными тружениками на благо процветания любимого коллектива. Все они, бесспорно, своим трудом заслужили большого почета и уважения: Александр Балашов, Игорь Скосырев, Николай Кузнецов, Виктор Шуяков, Виктор Калинский (концертмейстер оркестра), Андрей Шлячков… Все, что ими сделано составляет большую часть репертуара оркестра и входит в его «золотой репертуарный фонд».

После ухода Маэстро из жизни 21 марта 2012 года, приказом Генерального директора ВГТРК, Олега Борисовича Добродеева, в память о замечательном музыканте, оркестру было присвоено его имя.

Руководством ВГТРК в 2012 году было принято решение назначить Художественным руководителем оркестра Заместителя директора ГТРК «Культура», директора Дирекции творческих коллективов и Фестивальных проектов, Петра Алексеевича Земцова, благодаря которому, коллектив впервые за последние 12 лет побывал на гастролях в Польше, Чехии и Словакии, где все концерты проходили при полных залах и огромном энтузиазме слушателей.

Андрей Владимирович Шлячков

Андрей Владимирович Шлячков — заслуженный артист России, с 2010 по 2018 годы дирижёр, а с 1 августа 2018 по 30 июня 2023 года — главный дирижер Академического оркестра русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании. Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных (1995), его наставниками были профессора: Н.Н.Некрасов (дирижирование, ассистентура-стажировка), П.И.Нечепоренко (балалайка). В 2011-2013 гг. стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории в классе профессора Владимира Александровича Понькина. За творческие успехи, Андрей Шлячков награжден медалью Международного Союза Музыкальных Деятелей (2006), отмечен благодарностью министра связи и массовых коммуникаций «За большой вклад в отечественную культуру, многолетний плодотворный труд» (2010). Является лауреатом Национальной премии «Имперская культура» (2022).  Указом Президента РФ от 3.10 2021 №570 «О награждении государственными наградами РФ», за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность главному дирижеру оркестра Андрею Владимировичу Шлячкову присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации»

Евгений Анатольевич Волчков

Евгений  Анатольевич Волчков — главный дирижёр и художественный руководитель Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова, Евгений Анатольевич Волчков родился в 1982 году в Москве. Окончил Детскую Школу Искусств №1 им. Н.А. Римского-Корсакова (класс домры И.Е. Свистовой и Л.В. Коробовой). В 2001 году окончил Московское областное базовое музыкальное училище им. А.Н. Скрябина в Электростали (класс домры Н.И. Королевой, класс дирижирования В.И. Тарасовой), Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс домры Заслуженного артиста России, профессора Р.В. Белова, класс дирижирования профессора С.М. Колобкова) и аспирантуру (руководитель – профессор Р.В. Белов). В студенческие годы Евгений Волчков достиг высокого исполнительского профессионального уровня и овладел сложнейшим репертуаром от произведений эпохи Ренессанса до музыки современности, включающим оригинальные произведения, а также транскрипции и переложения, многие из которых сделаны Р. В. Беловым и самим исполнителем. С 1 августа 2023 года по приглашению руководства ГТРК «Культура» стал художественным руководителем и главным дирижёром Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Дирекции творческих коллективов и фестивальных проектов филиала ВГТРК ГТРК «Культура».

   Сегодня Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова — это высокопрофессиональный коллектив, исполняющий музыку самых разных жанров, направлений и стилей. С оркестром сотрудничают выдающиеся артисты, звёзды мировой оперной сцены, молодые солисты ведущих оперных театров России, мастера инструментального музыкального исполнительства и молодые талантливые музыканты. В коллектив приходит талантливая молодёжь — выпускники ведущих московских музыкальных вузов, которым старшее поколение передаёт свои знания, опыт и прививает любовь к общему делу. 

   Прославленный коллектив прошел творческий путь длиною в 78 лет. Впереди у Оркестра новые музыкальные свершения и успехи, гастрольные туры и записи, творческие взлеты, которые по достоинству будут оценены самой взыскательной публикой.

Прокрутить вверх
X
X